Департамент по поручению губернатора НАО Игоря Кошина отвечает на вопросы, заданные во время «Прямой линии»
Среди множества вопросов был один, который сегодня является актуальным не только для нашего региона: «Летом 2015 г. на заседании правительственной комиссии по профилактике правонарушений было принято решение о создании муниципальных автономных учреждений по оказанию помощи гражданам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Что делается в округе по этому вопросу?»
На вопрос отвечает начальник управления здравоохраненияДепартамента Андрей Апицын.
Вопрос организации медвытрезвителя рассматривался 4 сентября 2015 года на заседании Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений в Ненецком автономном округе.
На комиссии были обсуждены основные проблемы, связанные с открытиемподобных учреждений. Основная – это отсутствие нормативно-правовой базы. До 2011 года медвытрезвители находились в системе органов внутренних дел. После их ликвидации была принята специальная инструкция о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации. Данная инструкция была утверждена в декабре 2011 года специальным приказом МВД и согласованас Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Согласно этой инструкции сотрудники полиции при обнаружении лиц, находящихся в состоянии опьянения, при необходимости оказывают им первую помощь, организуют незамедлительный вызов на место выездной бригады скорой медицинской помощи. Если выездная бригада скорой медицинской помощи по каким-либо причинам прибыть не может, сотрудники полиции доставляют лиц, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские организации на служебном автотранспорте. В НАО при наличии медицинских показаний помощь оказывается в условиях стационара окружной больницы. При отсутствии медицинских показаний лица, находящиеся в состоянии опьянения, совершившие правонарушения, доставляются сотрудниками полиции в дежурные части территориальных органов МВД России.
По данным окружной больницы,после упразднения вытрезвителя возросло количество медицинских освидетельствований на состояние опьянения. В 2010 году их проведено 107 (в среднем 0,3 освидетельствования в сутки); в 2011 г. – 397 (в среднем 1,1 в сутки); в 2012 году – 1085 (в среднем 3,0 в сутки), в 2013 году – 1900 (в среднем 5,2 в сутки); в 2014 году – 2021 (в среднем 5,5 в сутки). При этом большая часть доставленных в состоянии опьянения в Ненецкую окружную больницу не нуждаются в оказании стационарной медицинской помощи, и финансовые затраты на их вытрезвление являются нецелевыми, что еще раз было подчеркнуто руководством Минздрава РФ на селекторном совещании 16 октября 2014 года.
С августа 2015 года освидетельствование проводит Бюро судебно-медицинской экспертизы.
Как таковая, услуга по вытрезвлению отсутствует как в перечне социальных услуг (Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг»), так и в номенклатуре медицинских услуг (приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг»).
В данный момент на федеральном уровне идет обсуждение вопроса, к какому ведомству отнести оказание услуги по вытрезвлению.
В некоторых регионах: Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Тыва, - организация медицинских вытрезвителей находится в непосредственном подчинении муниципальных органов местного самоуправления.