Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа
/info/press-centr/news/11798/ privet

​ Определены подходы к оплате труда в госучреждениях с 2017 года

01 сентября 2016|09:14 117

11 августа 2016 года губернатором округа подписано постановление Администрации № 260-п «О совершенствовании систем оплаты труда работников государственных учреждений Ненецкого автономного округа». Совершенствование обеспечивает реализацию в округе Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, членами которой являются представители профсоюзов, работодателей и Правительства РФ (далее Единые рекомендации).

Нельзя недооценивать значимость Единых рекомендаций. В соответствии со статьей 135 Трудового Кодекса РФ Единые рекомендации учитываются органами власти регионов и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений.

Совершенствование преследует сразу две цели:

- увеличить размер оклада в структуре заработной платы путем перераспределения средств в ее структуре;

- отменить существующие сегодня повышающие коэффициенты к окладам, ставкам, установленные по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы.

Не смотря на то, что Единые рекомендации трехсторонней комиссией утверждаются ежегодно, впервые в 2015 и 2016 годах исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных учреждений даны конкретные рекомендации по совершенствованию систем оплаты труда:

- для систем оплаты труда работников учреждений образования необходимо стремиться к достижению доли условно-постоянной части заработной платы работников не ниже 60 процентов,

- для систем оплаты труда работников учреждений здравоохранения необходимо сбалансировать структуру заработной платы работников таким образом, чтобы 55 - 60 процентов заработной платы направлялось на выплаты по окладам;

- для систем оплаты труда работников учреждений культуры совершенствование осуществлять путем увеличения в структуре заработной платы работников доли части выплат, направленных на оклады до 50 - 55 процентов.

Естественно, что для регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, структура заработной платы рассматривается без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Решение об изменении структуры заработной платы в сторону увеличения доли оклада, принятое трехсторонней комиссией, не случайно. Оно направлено на увеличение гарантированной части заработной платы работников.

В нашем округе в государственных учреждениях доля оклада структуре заработной платы колеблется от 31 до 54 процентов и в среднем составляет 46 процентов.

Решить поставленную перед округом задачу – увеличить долю оклада в структуре зарплаты, можно, только пересмотрев размеры стимулирующих и компенсационных выплат.

В основу совершенствования заложен принцип сохранения размера фондов оплаты труда учреждений.

Вторая задача, решаемая принятым актом - отмена существующих сегодня повышающих коэффициентов к окладам, ставкам.

В соответствии с Едиными рекомендациями органы государственной власти регионов при разработке актов по оплате труда работников учреждений не вправе устанавливать по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различные размеры повышающих коэффициентов. Данная норма вытекает из статьи 22 Трудового Кодекса РФ, где установлено, что работодатель обязан «обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности».

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным Министерством в сфере труда.

Так, например, кассир, делопроизводитель, секретарь-стенографистка, агент по снабжению отнесены к одному уровню одной профессиональной квалификационной группы, а значит должны иметь один оклад. При этом в существующей сегодня системе оплаты труда работников окружных учреждений оклады у этих должностей различны. И различаются они на повышающие коэффициенты. Оклад делопроизводителя на 4 процента выше, чем у кассира, у секретаря-стенографистки - на 7 процентов, а у агента по снабжению - на 11 процентов.

В действующей системе повсеместно используются повышающие коэффициенты к окладам, учитывающие стаж работы, уровень образования, наличие квалификационных категорий и т. д., применение которых образует новый оклад. Это в корне неправильно. Оклад должен быть освобожден от повышающих коэффициентов, а наличие стажа работы, уровня образования, квалификационной категории должно перейти в стимулирующие выплаты.

Едиными рекомендациями также четко разделены подходы к формированию систем оплаты труда в казенных и бюджетных (автономных) учреждениях. Это разделение также нашло отражение в принятом постановлении.

Казенные учреждения будут руководствоваться положениями об оплате труда работников, разработанными и утвержденными ведомственными органами власти, которые будут носить для них обязательный характер. Бюджетные и автономные учреждения - примерными положениями об оплате труда работников. При этом минимальные оклады, ставки заработной платы, предусматриваемые в примерных положениях для бюджетных (автономных) учреждений, рекомендуется использовать лишь в качестве ориентиров для установления учреждениями конкретных размеров окладов, ставок заработной платы по должностям работников.

В связи с этим резко возрастает ответственность руководителя бюджетного (автономного) учреждения. Если руководитель казенного учреждения установит своим работникам оклады, утвержденные органом власти, то руководитель бюджетного учреждения будет устанавливать их самостоятельно исходя из возможностей фонда оплаты труда учреждения. Конечно, он не сможет установить их ниже минимальных, которые утвердят органы власти.

Почему так отличаются подходы к казенным и бюджетным учреждениям? Это связано с тем, что казенные учреждения имеют лишь один источник доходов на свое содержание – бюджет, а бюджетные имеют еще и приносящую доход деятельность.

Хотелось бы еще отметить, что в принятом постановлении сохранен принцип единства размеров окладов и ставок по общеотраслевым должностям и профессиям рабочих. А это значит, что установленные Администрацией округа, оклады и ставки по общеотраслевым должностям и профессиям работников будут одинаковы во всех казенных учреждениях. А в бюджетных и автономных - не смогут быть ниже, чем минимальные, установленные Администрацией. К общеотраслевым должностям и профессиям относятся бухгалтера, экономисты, юристы, водители, уборщики и т.п., что в целом имеет название - административно-управленческий и вспомогательный персонал.

Оклады по отраслевым должностям (медицинских, педагогических, социальных работников, спасателей, пожарных, лесников, работников культуры и СМИ и т.п.) будут устанавливаться отраслевыми органами. И если это работники казенных учреждений, то их оклады будут устанавливаться руководителем в соответствии с утвержденными ведомственным органом власти, если бюджетных учреждений – то не ниже минимальных, утвержденных ведомственным органом власти.

Принятое постановление и решает все поставленные задачи в комплексе.