Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа
/info/press-centr/news/11954/ privet

Зарплата бюджетников: структура по-новому, размер по-старому

14 сентября 2016|11:15 110

В Ненецком округе через три месяца, точнее с 1 января 2017 года, изменится система расчета оплаты труда. При этом размер самой заработной платы останется прежним. Главное: в общей структуре заработной платы на оклад – её гарантированную часть – будет приходиться около 60 % ежемесячного дохода, а на стимулирующие и компенсационные выплаты – 40 %. Таким образом, работник станет более защищенным, чем прежде.

Соответствующее постановление Администрации субъекта № 260-п «О совершенствовании системы оплаты труда работников государственных учреждений Ненецкого автономного округа» было подписано губернатором 11 августа.

Изменения коснутся порядка 7 тысяч человек - работников окружных государственных учреждений: казенных, бюджетных и автономных.

В нашем округе в государственных учреждениях доля оклада в структуре заработной платы сегодня колеблется от 31 до 54 % и в среднем составляет 46 %. Чтобы решить поставленную перед округом задачу – увеличить долю оклада в структуре зарплаты, можно, только пересмотрев размеры стимулирующих и компенсационных выплат.

В действующей системе начисления зарплаты повсеместно используются повышающие коэффициенты к окладам, учитывающие стаж работы, уровень образования, наличие квалификационных категорий и т. д., применение которых образует новый оклад, что в корне неправильно, по мнению специалистов. Оклад будет освобожден от повышающих коэффициентов, а наличие стажа работы, уровня образования, квалификационной категории перейдёт в стимулирующие выплаты.

В соответствии с Едиными рекомендациями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений органы государственной власти регионов при разработке актов по оплате труда работников учреждений не вправе устанавливать по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различные размеры повышающих коэффициентов. Данная норма вытекает из статьи 22 Трудового Кодекса РФ, где установлено, что работодатель обязан «обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности».

Так, например, кассир, делопроизводитель, секретарь-стенографистка, агент по снабжению отнесены к одному уровню одной профессиональной квалификационной группы, а значит должны иметь один оклад. При этом в существующей сегодня системе оплаты труда работников окружных учреждений оклады у этих должностей различны. И различаются они на повышающие коэффициенты. Оклад делопроизводителя на 4 процента выше, чем у кассира, у секретаря-стенографистки - на 7 процентов, а у агента по снабжению - на 11 процентов.

Поэтапная система совершенствования оплаты труда реализуется во всех российских субъектах. Новый подход к системе оплаты труда уже работает во многих других субъектах Федерации. На северо-западе, например, в Вологодской и соседней Архангельской областях. Главное, с введением новшества механизм оплаты труда станет прозрачнее.

С принятием вышеназванного постановления произошло четкое разделение учреждений на две группы: первая – казенные, вторая - бюджетные и автономные.

Для первых разрабатываются отраслевые положения об оплате труда, которыми и будут установлены чёткие размеры окладов всех сотрудников. Положения станут обязательными к исполнению. А вот в бюджетных и автономных учреждениях окончательный размер окладов сотрудников будет устанавливать руководитель «бюджетки» или «автономки». Органы власти для них установят лишь рекомендательный минимальный размер оклада, ниже которого руководитель уже не сможет «урезать» гарантированную часть заработной платы.

В связи с этим резко возрастает ответственность руководителя бюджетного (автономного) учреждения. Если руководитель казенного учреждения установит своим работникам оклады, утвержденные органом власти, то руководитель бюджетного учреждения будет устанавливать их самостоятельно исходя из возможностей фонда оплаты труда учреждения. При этом критерии, по которым будут выплачиваться стимулирующие надбавки за труд, определят специальные комиссии. Главное, что размер выплат был соразмерен желанию работать.

Почему так отличаются подходы к казенным и бюджетным учреждениям? Это связано с тем, что казенные учреждения имеют лишь один источник доходов на свое содержание – бюджет, а бюджетные имеют еще и приносящую доход деятельность.

В принятом постановлении сохранен принцип единства размеров окладов и ставок по общеотраслевым должностям и профессиям рабочих. А это значит, что установленные Администрацией округа, оклады и ставки по общеотраслевым должностям и профессиям работников будут одинаковы во всех казенных учреждениях. А в бюджетных и автономных - не смогут быть ниже, чем минимальные, установленные Администрацией. К общеотраслевым должностям и профессиям относятся бухгалтера, экономисты, юристы, водители, уборщики и т.п., что в целом имеет название - административно-управленческий и вспомогательный персонал.

Критерии эффективности работника закрепят в так называемых эффективных контрактах. В результате зарплата врача будет зависеть не только от количества принятых пациентов, но и количества выявленных заболеваний.

На эффективные контракты регионы России должны перейти к 2018 году. Это новый вид трудового договора, в котором более конкретно оговариваются обязанности работника, его зарплата, критерии оценки эффективности его труда и размер стимулирующих выплат. Поэтому устраиваясь на работу, человек будет четко понимать, как формируется его заработная плата и как сделать так, чтобы премия стала больше.