Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа
/zanyatost/trud/informaciya-dlya-rabotodatelej/razyasnenie-mintruda-rossii-po-naibolee-chasto-vstrechayushimsya-vopro/ privet

Разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда

Типовые вопросы и ответы

(разъяснение Минтруда России по наиболее частовстречающимся

вопросам о специальной оценке условий труда)

1. Такой параметр как освещенность рабочей поверхности приискусственном освещении идентифицируется всегда, получается, что спецоценкунеобходимо проводить на всех местах? Освещенность же идентифицируется?

Ответ: Исследования (испытания) и измерения по фактору «Световая среда»следует проводить в случае, если указанный фактор идентифицирован на рабочемместе как вредный, а именно: освещенность рабочей поверхности недостаточна,имеются жалобы работников на недостаточность или избыточность освещенностирабочей поверхности, на рабочем месте имеются слепящие или отражающиеповерхности и др.

В случае, если фактор «Световая среда» не идентифицирован как вредный,исследования (испытания) не проводятся.

2. Действительны ли результаты спецоценки без проведения испытанийэффективности СИЗ?

Ответ: Нормы частей 6 – 8 статьи 14 Федерального закона № 426-ФЗ вчасти возможности снижения класса (подкласса) условий труда при примененииэффективных средств индивидуальной защиты являются диспозитивными, в связи счем возможность снижения класса (подкласса) условий труда является правомработодателя, а не его обязанностью.

Отсутствие в настоящее время утвержденной Методики снижения класса(подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочихместах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты непрепятствует применению Методики проведения специальной оценки условий труда,утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

3. Обязана ли организация проводить специальную оценку условий труда (поистечению срока действия декларации) на рабочих местах, на которые былаоформлена декларация, при выявлении профессионального заболевания на рабочихместах, которые не входили в состав декларируемых?

Ответ: Не обязана, так как профессиональное заболевание выявлено нанезадекларированном рабочем месте.

При этом, согласно частям 5 и 7 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013№ 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» по истечении срока действиядекларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиямохраны труда и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев напроизводстве с занятыми на нем работниками (за исключением несчастного случаяна производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или случаевпрофессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие наработников вредных и (или) опасных производственных факторов, срок действияданной декларации считается продленным на следующие пять лет.

4. Что делать работникам при их несогласии с результатами спецоценки?

Ответ: В случае несогласия работника с результатами специальной оценкиусловий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране трудасубъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценкиусловий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте РоссийскойФедерации по месту нахождения работодателя (часть 1 статьи 5 и статья 26Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

5. В воздухе рабочей зоны присутствуют вещества, которых нет в Перечняхвеществ Приложений 2 – 7 к Методике проведения специальной оценки условийтруда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, (например,окись кальция в теплоэнергетических предприятиях). Как проводить оценку похимическому фактору при отсутствии веществ в Приложениях 2 – 7 к Методике?

Ответ: Приложения 2 – 7 к Методике проведения специальной оценки условийтруда сформированы на основе существующих гигиенических нормативов (прямыессылки) и содержат в себе наиболее часто встречающиеся в производственныхпроцессах химические вещества в связи с чем, по существу, являются справочными.Если при проведении специальной оценки условий труда выявлены химическиевещества, не вошедшие в указанные Приложения, оценка условий труда по ним должнапроводиться, исходя из гигиенических нормативов, а оформление результатовосуществляться в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условийтруда.

6. В Приложении №18 отнесение условий труда к классу (подклассу) условийтруда на рабочем месте при воздействии неионизирующих электромагнитныхизлучений оптического диапазона (лазерное, ультрафиолетовое) отсутствуют ссылкина документы, из которых можно взять значение ПДУ. В этом случае проведеннаяоценка может быть легко оспорена в судебном порядке. На какие документыссылаться в протоколах измерений и оценке факторов?

Ответ: В качестве нормативных актов, содержащих ПДУ для лазерного иультрафиолетового излучений, следует использовать «Санитарные нормы и правилаустройства и эксплуатации лазеров» (утв. Главным государственным санитарнымврачом СССР 31 июля 1991 г. № 5804-91) и «Санитарные нормы ультрафиолетовогоизлучения в производственных помещениях» (утв. Главным государственнымсанитарным врачом СССР 23 февраля 1988 г. № 4557-88).

7. В соответствии с Классификатором (Приложение №2 к Приказу МинтрудаРоссии от 24.01.14 г. №33н) виброакустические факторы идентифицируются каквредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеетсятехнологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустическихфакторов. Исключаются ли тем самым рабочие места водителей транспортныхсредств, а соответственно строительных и сельскохозяйственных машин, так как,опираясь на многолетний практический опыт работы, фактические уровни шума ивибрации на рабочих местах водителей и машинистов зачастую превышаютнормативные значения?

Ответ: Оценка условий труда по виброакустическим факторам на рабочих местахводителей автотранспортных средств, строительных и сельскохозяйственных машинпроводится аналогично стационарным рабочим местам, на которых присутствуетоборудование, являющееся источником шума и вибрации.

Кроме того, при наличии виброакустических факторов идентификация и оценкаусловий труда проводится также в отношении рабочих мест, на которых занятыработники, использующие ручные инструменты, являющиеся источникомсоответствующих факторов.

8. Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и(или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром),экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценкуусловий труда. Иные работники организации это кто? Какие к ним требования?

Ответ: К иным работникам организации могут быть отнесены, например,сотрудники организации, не являющиеся экспертами, но имеющие квалификацию,позволяющую им провести необходимые испытания (измерения).

9. В переходный период экспертом назначают работника аттестующей организации, имеющего стаж работы 3 года. При этом во многих организацияхотсутствуют врачи с указанным периодом стажа. Возможно ли назначать экспертомврача без стажа работы в области аттестации рабочих мест?

Ответ: Согласно статье 27 Федерального закона № 426-ФЗ организации,аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данногоФедерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестациирабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условийтруда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силунастоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательныхлабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018года.

При этом в переходный период обязанности экспертов вправе выполнять лица,работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке,установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании,к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на деньвступления в силу данного Федерального закона.

10. Можно ли при проведении спецоценки использовать средства измерения,которые находятся в аренде?

Ответ: Требования к испытательной лаборатории (центру) в части проведенияисследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторовпроизводственной среды и трудового процесса изложены в части 3 статьи 13Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»,в связи с чем указанная лаборатория должна быть аккредитована на проведениеуказанных измерений и обладать соответствующей приборной базой для ихпроведения.

При этом, согласно части 2 статьи 19 данного Федерального закона,организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводитьисследования (испытания) и измерения энергетической экспозиции лазерногоизлучения, мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения,рентгеновского и нейтронного излучений, радиоактивного загрязнения производственныхпомещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальнойзащиты и кожных покровов работников; биологических факторов самостоятельно илипривлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований(испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры),аккредитованные национальным органом по аккредитации в соответствии сзаконодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системеаккредитации.

Кроме того, вопрос об использовании арендуемых средств измерений необходиморешать с учетом законодательства об аккредитации в национальной системеаккредитации, нормативных документов, устанавливающих требования киспытательным лабораториям (центрам), а также руководства по качеству испытательнойлаборатории (центра). Необходимо обратить внимание на то, что при проведенииисследований (измерений) применяются только те методики (методы) измерений,которые указаны в области аккредитации испытательной лаборатории (центра)организации, проводящей специальную оценку условий труда.

11. В связи с новыми требованиями к аккредитованным лабораториям в составлаборатории должен входить врач по общей гигиене труда или врач посанитарно-гигиеническим исследованием. Должен ли врач иметь трудовой стаж поАРМ или в исследовательских лабораториях как  у остальных экспертов?

Ответ: Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона № 426-ФЗ лица,претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствоватьследующим требованиям:

1) наличие высшего образования;

2) наличие дополнительного профессионального образования, содержаниедополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучениевопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;

3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда(например, аттестации рабочих мест по условиям труда) не менее трех лет.

Данные требования едины для всех экспертов, в том числе и дляврачей-гигиенистов.

12. В нашей организации в 2013 году проведена аттестация рабочих мест поусловиям труда, по результатам которой работникам, занятым во вредных условияхтруда, назначены компенсации в соответствии с постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 20.11.2008 № 870. Можем ли мы сейчас установитьгарантии и компенсации работникам в соответствии с действующей редакциейТрудового кодекса?

Ответ: Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятиемФедерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральныйзакон № 421-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014, в Трудовой кодекс РоссийскойФедерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход копределению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам,занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147Трудового кодекса).

При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опаснымусловиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с01.01.2014 должно осуществляться на основании результатов специальной оценкиусловий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон №426-ФЗ).

До вступления в силу федеральных законов № 426-ФЗ и № 421-ФЗ гарантии икомпенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или)опасными условиями труда, на основании результатов аттестации рабочих мест всоответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008№ 870 (признано утратившим силу постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 30.07.2014 № 726).

При этом переходными положениями статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗпредусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах свредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных наослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасныхфакторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительностьрабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежнаякомпенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условияосуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнениюс порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанныхработников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силуФедерального закона № 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условийтруда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемыхкомпенсационных мер.

Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗвиды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам,на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 аттестациирабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда,должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах,подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 426-ФЗ результаты ранеепроведенной работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда действуютв течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев,требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗпроведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах свредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальнойоценки условий труда, при этом улучшением условий труда считается уменьшениеитогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

Предоставление компенсаций работникам, принятым на работу в 2014 году,осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации,действующим с 01.01.2014.

13. Можно ли заполнять протокол оценки эффективности СИЗ (раздел 4 Отчетапо СОУТ) без указания оценки эффективности СИЗ п.7 в) до утверждения Методикиэффективности СИЗ?

Ответ: До принятия и вступления в силу Методики снижения класса (подкласса)условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вреднымиусловиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты заполнять протоколоценки эффективности СИЗ в отчете не следует.

14. Согласно методике при воздействии на работника постоянного шума илипостоянного инфразвука отнесение условий труда осуществляется по результатамизмерения уровней звукового давления в октавных полосах. К какому классуотнести условия труда, если превышение ПДУ звукового давления наблюдается воктавных полосах по одной из среднегеометрических частот?

Ответ: Отнесение условий труда к классу (подклассу) при воздействии наработника постоянного шума или постоянного инфразвука отнесение условий трудаосуществляется в соответствии с пунктом 37 и приложением № 11 Методики.Превышение уровня звукового давления в октавных полосах по  одной изсреднегеометрических частот в условиях постоянного шума и (или) инфразвука даетоснование для установления на рабочем месте вредных условий труда.

15. Сноска 3 в классификаторе «Идентифицируются как вредные и (или) опасныефакторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическоеоборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов». Какпоступать с рабочими местами, на которых отсутствует технологическоеоборудование, являющееся источником виброакустических факторов, но самвиброакустический фактор есть? Не идентифицировать? Пример: технологическоеоборудование имеется на соседнем рабочем месте.

Ответ: В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерациирабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимоприбыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролемработодателя. С учетом данного определения, рабочим местом может являться частьпространства, в котором один или несколько работников выполняют трудовыефункции.

Если в том месте, где работник должен находиться в связи с его работой,имеется технологическое оборудование, являющееся источником виброакустическихфакторов, экспертом может быть принято решение об идентификации потенциальновредных и (или) опасных факторов.

16. В каком объеме должна содержаться информация о СНИЛС работников.Достаточно ли только № или указывать и Ф.И.О. работников. Кто вносит в стр. 021изменения в связи с увольнением или принятием работника? Как оформить данныеизменения? Можно ли эксперту при оформлении Карты оставлять стр. 021 незаполненной, для последующего заполнения этих данных работодателем?

Ответ: В карту специальной оценки условий труда в строку 021заносится только номер СНИЛС при его наличии (предоставленииработодателем/работником). Если на рабочее место, на котором ранее проведенаспециальная оценка условий труда, принят новый работник, то внесенный в Картуспециальной оценки условий труда СНИЛС может быть изменен только в случаепроведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда. При этомв Карту вносится СНИЛС работника, фактически занятого на данном рабочем местена момент проведения идентификации (измерений (исследований) производственныхфакторов).

17. Пункт 14 приложения № 1 к Приказу при проведении исследований(испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов должны применятьсяутвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований(испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средстваизмерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Аттестованные методики по измерениюфизических факторов и факторов трудового процесса в Федеральном информационномфонде по обеспечению единства измерений отсутствуют.

Ответ: В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.06.2008№102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» аттестацию методик (методов)измерений проводят аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели; порядок аттестации методик (методов) измерений и их применения устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения единства измерений.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от05.07.2008 №438, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения единства измеренийосуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

В настоящее время порядок аттестации методик измерений и их применения указанныморганов власти не принят.

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актовфедеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации,утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 №1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер,независимо от срока их действия подлежат государственной регистрации в МинюстеРоссии.

При этом, соответствующими разъяснениями Минюста России (утвержденыприказом от 4.05.2007 N 88) детализировано, что нормативные акты, имеющиемежведомственный характер - содержащие правовые нормы, обязательные для другихфедеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих всистему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или болеефедеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативныйправовой акт.

С учетом изложенного полагаем, что до принятия соответствующего порядкааттестации методик организации, осуществляющие специальную оценку условийтруда, вправе применять методики (методы) измерений, утвержденные вустановленном порядке полномочными органами исполнительной власти, в том числеведомствами бывшего СССР.